© А. Харуто 2005 г.

Под парусом по Северной Двине (1992 г.)


    Северная Двина образуется около Великого Устюга от слияния рек Сухоны и Юга; около 80 км до слияния с Вычегдой она называется "Малой", а после впадения Вычегды - "Большой" Северной Двиной. Сухону (500 км) мы прошли на байдарках в 1969 году. Поскольку железной дороги в Устюге тогда не было, мы ехали пароходом до Котласа и успели посмотреть Малую Двину. Где-то впереди через 600 с небольшим килеметров эта река впадала в Белое море... Естественно, нам захотелось продолжить путешествие.
    Итак, маршрут по Северной Двине давно привлекал меня. Карта и список пристаней с расстояниями между ними были заготовлены еще к 1971-му, как альтернативный вариант при походе на Пинегу, да так и пролежали в "запасниках" двадцать лет. Теперь, имея на ходу парусный катамаран (номер М-391 по списку Московского клуба туристов) и команду из дочери 15 лет и приятеля, с которыми мы вместе ходили под парусом по Выгозеру годом раньше, я достал старую карту и решил идти по Двине.
    Оказалось, что за прошедшие двадцать лет река очень обмелела, большие корабли по ней ходить перестали, а команды из штурманов и боцманов ловят теперь сетями рыбу, выполняя "госзаказ". Но и рыбы, увы, тоже не стало - говорят, она пропала после строительства деревообрабатывающего комбината на Вычегде.
    Обманчиво широкая река манила заложить галс от берега до берега, но... мель начиналась сразу за буями фарватера, и нам пришлось несколько раз тащить свой парусник волоком, шлепая по воде в 200 м от берега. На "настоящей" килевой яхте тут было бы нечего делать. От пассажирского движения остались только суда типа "Ракеты", которые раз в день проходили в Архангельск и в обратном направлении, в Котлас. Поскольку они видели нас каждый день, то скоро стали приветствовать, как старых знакомых.
    Мы шли одним экипажем и с 5 по 22 августа преодолели 370 км, т.е. около 200 миль. Три дня потеряли, пережидая мощный встречный шторм, еще два дня собирали и варили чернику. Попутный ветер наблюдался два раза и сразу проталкивал нас на 50-60 км за день. Все остальное время ветер, как положено, дул навстречу, что в сочетании с моим гафельным гротом создавало определенные трудности, но течение работало на нас, так что свои плановые 25 км в день мы проходили - если вообще можно было идти.
    Мы закончили поход на пристани "Почтовое" и оттуда выехали по дороге в Архангельск. Берега к тому времени стали более живописными, а река - более широкой и пригодной к парусному плаванию, так что "самое интересное" мы, наверное, не увидели. Что ж - можно продолжить...
    Итак, Большая Северная Двина, от пригорода г. Котлас до пристани "Почтовое".
    (Здесь использованы слайды, снятые на пленке ORWO, так что качество изображения увы, местами "хромает".)


На главную страницу